β

Чёрный Ренессанс

Переходный возраст Европы: красота и жестокость гуманизма
Илл.: mandalay.ru
Екатерина Ильина
29 мая 2015 3564
Поделиться

Переходный возраст Европы: красота и жестокость гуманизма

Принято считать, что Ренессанс — это лучший период, сменивший грязное и тоталитарное Средневековье, желавшее все контролировать. Что же мы знаем про идеи Возрождения? Во-первых, теоцентризм перестал считаться единственно верным мировоззрением. В центр мироздания встал человек. Во-вторых, появилась улучшенная модель религиозной веры — протестантизм. В третьих, начали возрождаться античные идеалы.

Последнее приходит на ум первым, несмотря на то, что это самый спорный момент во всей эстетике Возрождения. Европейская цивилизация до XIV века уже пыталась приблизиться к культуре античного мира, но широкого распространения эти попытки не находили. Все дело в том, что представители, например, так называемого Каролингского Возрождения (VIII-IX века), не чувствовали дистанции между своим временем и античностью, тогда как гуманисты обозначили временной промежуток под названием Средневековье как глубокую пропасть.

Франческо Петрарка окрестил эту пропасть темными веками: все достижения греческой и римской науки были утрачены, а культура стала законсервированным овощем. Гуманисты попытались возродить подлинные античные идеалы, но в итоге полностью слили их с культурой своей эпохи, ассимилировав их.

Возрождение античности

Колыбелью Возрождения по традиции считается Флоренция, где в 1293 году была принята первая антифеодальная Конституция; c этого времени власть в городе перешла к торговцам и ремесленникам. Появилась свобода творчества, которая определила жизненные пути многих гуманистов: Петрарка, вопреки желаниям своего отца, стал величайшим поэтом, а Джованни Боккаччо написал всемирно известный «Декамерон». С этого момента началось возрождение античных форм.

Сандро Ботичелли. «Рождение Венеры» (1484-1486)
Фото: Википедия

На свою аутентичность античные взгляды не претендовали. Всю тысячу лет они сохранялись только в виде материальных источников, которые естественно преобразовывались под действием человеческих и временных факторов. Древние книги переписывались послушниками в монастырях, сгорая в пожарах. Сохранилось всего несколько греческих статуй, все остальные известны только по римским копиям, часто корявым и неказистым.

Мы привыкли, что античная скульптура девственно белая, и не знаем, что вся краска с нее просто слезла. Гуманисты собрали все известные факты, взгляды, идеи и приметы культуры, адаптировав их под себя. В Древней Греции идеалом были четко выверенные математические пропорции; что человек, что храм считались красивыми только тогда, когда соответствовали канонам. Возрождение практически полностью отвергает такое представление об эстетике, особенно эстетике человеческого тела. Красивым может быть любой — нам это с легкостью доказывает ренессансная живопись. Венера на знаменитом полотне Сандро Боттичелли — худая, с тонкой талией и небольшой грудью, у Паоло Веронезе богиня, если не обидеть, толстая, мощная, не очень-то юная. Такого в античности быть не могло.

В Греции всегда пытались достичь гармонии души и тела: никогда не хватало только спортивного или только интеллектуального образования, человек-идеал должен был совмещать в себе все. В эпоху Ренессанса про спорт забыли вообще: никаких тебе атлетов, мускулистых юношей и полуголых красавчиков. Практически все, чем занимались физически — фехтование, игры в мяч и конные прогулки, даже рыцарские турниры, оставшиеся со времен Средневековья — постепенно стали лишь пародией и стилизацией.

Противоречивость гуманизма

Становление человека в центр мира, так называемый антропоцентризм, получивший распространение в эпоху Возрождения, не менее противоречив. Бог создал человека и поставил его рядом с собой, чтобы тот обозревал мир. Личность становится индивидуализированной, каждая жизнь ценна вне зависимости от того, сколько прегрешений лежит на душе. Вместе с тем, человек —  часть огромной Вселенной. Космологические открытия определили место планеты Земля в мире — она одна из десятков, сотен, тысяч космических тел. Такое понимание делает личность «ничтожной» по сравнению с объемом пространства вокруг нее, принижает самоценность человека.

Сам человек предстает идеальным с точки зрения внешнего облика и внутреннего содержания. Любое проявление излома личностных ориентиров, негативных качеств, в общем-то, полностью честное изображение настоящего человека считается гармоничным. Но таким образом теряется само понятие идеала как абсолютного совершенства. Если все идеальны, то не идеален никто.

Тенденция убеждения в идеализации человеческой личности рождает свободу аморального поведения. Ничем не ограничиваемая свобода действия привела к распространению пороков и разгулу страстей в XIV-XVI веках. Бесконечные убийства стали характерной чертой итальянского общества. Особо прославилось своей кровавостью семейство Борджиа, не гнушавшееся грязными, жестокими, порой мерзкими делами. Всем известная Екатерина Медичи покровительствовала искусству и собрала огромную коллекцию живописных полотен, составляющих сейчас значительную часть экспозиции в Лувре. Однако именно при ней произошла кровавая резня в Варфоломеевскую ночь, когда число жертв достигло несколько десятков тысяч человек.

Династия Медичи может считаться воплощением противоречивости Ренессанса. Козимо Медичи внес неоценимый вклад в культуру, финансируя нищих художников и литераторов, управляя Платоновской академией в Кареджи. При этом он не пренебрегал убийствами, взятками и развратом. Лоренцо Великолепный ни в чем не отставал от своего деда, закалывая своих друзей.

Микеланджело да Караваджо постоянно гулял и пьянствовал. Из-за совершенного убийства он вынужден был долгое время находиться в бегах, а из-за многочисленных драк не раз оказывался в тюрьме. Для достижения наибольшей натуралистичности в своих картинах он не брезговал использовать трупы. Так, натурщики, позировавшие Караваджо при создании полотна «Воскрешение Лазаря», держали свежевырытое тело молодого человека. Картина «Мадонна ди Лорето» вызвала скандал из-за того, что для образа Богоматери позировала проститутка.

Таким образом, гуманизм работал в обе стороны, нарушая главный принцип свободы: твоя свобода заканчивается там, где начинается чужая. Позволив одним людям действовать полностью в своих интересах, гуманисты обратили других, более слабых, в жертвы первых. Джованни Пико делла Мирандола — известный гуманист XV века — составил «900 тезисов», в которых попытался объединить все философские школы. Главной его идеей стала пропаганда свободы человека, которая, однако, ограничивалась нравственным развитием. Основным источником морали должны были стать этика и теология. К сожалению, большинство людей эпохи Возрождения увидели в идеях Пико только права, а не обязанности.

Власть церкви

Культура Возрождения считается светской. Художники и скульпторы создают огромное количество различных произведений искусства, которые, однако, носят на себе печать церковной диктатуры. Происходит слияние религиозной и светской жизни: живопись пронизана библейскими мотивами, фрески в соборах, в свою очередь, носят достаточно фривольный характер. Чего только стоит один «Страшный суд» Микеланджело с десятками голых людей, с обнаженным атлетичным Христом. Срочно закрасить неугодные папе гениталии, облачить всех в одежды! Фреску реставрировали, развернув «кампанию фигового листа». Это характерная черта Ренессанса — обмирщение религиозных образов, их натурализм, бытовизм. Леонардо да Винчи на одном из полотен изображает деву Марию 14-летним подростком, на другом же она в открытую кормит грудью.

Микеланджело Буонаротти. «Страшный суд» (1535–1541)
Фото: pintaw.com

Парадокс эпохи Возрождения в том, что рядом со свободой творчества существовала мощная и кровавая инквизиция, пресекавшая попытки любого противостояния церкви. Жертвой «Святой организации» мог стать любой европеец. По большей части, это были невинные жители, попадавшие на костры или гильотину, чтобы только укрепить влияние папы или кардиналов. Римская католическая церковь стала орудием власти, замаскированным под религиозный фанатизм. Инквизиция стала последней попыткой удержать католическую власть над светским обществом. Неудивительно, что она нашла отражение во многих литературных произведениях: в «Соборе Парижской Богоматери» Виктора Гюго, в «Имени розы» Умберто Эко. Несмотря, на то, что колдовство всячески подвергалось гонениям, многие папы пользовались услугами астрологов, увлекались алхимией и прочими магическими науками.

Крах католической церкви был ясен. Однако идея Реформации пришла не от итальянских гуманистов, а от немецких мыслителей. Почему же борьба с религиозной диктатурой стала возможной только для Северного Ренессанса?

Реформация в первую очередь пыталась избавиться от тоталитаризма, чтобы развить новую форму отношений — буржуазную. Церковь владела обширными землями, облагала народ налогами, наживалась на индульгенциях. Против всего этого восстало, в первую очередь, бюргерство, которому нужна была экономическая свобода для развития новых экономических отношений и частного предпринимательства. Основным средством, которым боролись реформаторы против церкви, стало возвращение к аутентичным христианским идеям. Протестантам удалось доказать, что настоящая вера не должна иметь посредников. Библия и Евангелия были переведены на национальные языки с оригиналов, после чего выяснилось, что католичество попросту морочило людям головы, добывая себе власть и деньги.

Протестанты стали бороться с обмирщением христианской веры, возвращая ее к подлинным формам. Это абсолютно противоречило идеям гуманистов, которые связывали небесный мир с земным. Протестанты стремились к нравственной строгости и дисциплине, что не совпадало с видением ренессансной свободы личности. Наконец, Реформация пыталась минимизировать внешнюю сторону церковной жизни: она призывала к простоте и лаконичности, боролась с роскошью убранства и жизни и пышностью религиозных служений. Что и говорить о гуманистах, которые везде видели эстетику, стремясь окружить себя как можно большим количеством красивых вещей?

Переходный возраст Европы

Основные идеи эпохи Возрождения несут в себе двоякое значение для последующего времени. С одной стороны это настоящий прорыв в средневековой парадигме, с другой — полный противоречий и негативных черт период. Период, принесший с собой неисчислимое количество невинных жертв, однако позволивший науке и культуре развиваться вне границ и рамок. Гибель эпохи была бесспорной: та идеализированная, индивидуализированная, свободная личность не могла выжить в надвигающемся времени деловых и меркантильных, буржуазных идей. Ренессанс — переходный период, почва для образования сильной, свободомыслящей личности. Эпоха, которая сама утвердила необходимость индивидуализации личности, сама ее и сломала.

Поделиться
comments powered by HyperComments

«Алые паруса» и ночные чудеса

Казаки, алкоголь и драки: кошмары главного выпускного страны

Валар дохаэрис

О предложении Милонова запретить «Игру престолов»

Марсианские хроники

Будет ли жизнь на Марсе: что ученые искали на «красной планете» и что им удалось найти

Кто не работает, тот сидит

Что бывает за тунеядство в разных странах мира

Большая и страшная Америка

История сверхдержавы для зрителей госканалов

Музей боёв Донбасса

В Петербурге открылся музей Новороссии с минами, флагами и натовскими касками

В России не летают ракеты

«Протон», «Прогресс» и другие неудачи Роскосмоса

«У меня автомата нет»

Георгий Албуров — о миссии оппозиции и ее проблемах

«Я не люблю ярлыки»

Ирина Прохорова — о шансах оппозиции и отношении к памяти

История геноцида армян

За что младотурки уничтожили тысячи армян

«Я из нудистской семьи»

Ларс фон Триер о сексе и алкоголизме

Карл Карлович

Отец русского фоторепортажа немец Карл Булла

Добродушный президент

Самые важные вопросы президенту России Владимиру Путину

Прямая линия

Альтернативные вопросы президенту России: от любимой еды собак до ожидания люстрации

«У нас с правами человека беда»

Уволенный преподаватель СПбГУ о том, как Россия освобождается от демократии

«Мы есть везде»

Цыганка из Петербурга о цыганской жизни, музыке и бесконечном празднике

Используй силу, Люк

«Мне просто хотелось побыстрее снять фильм, в котором летала бы Звезда Смерти»

Приручить издателя

Изучили книжную индустрию с главным редактором «АСТ»

«Это ваша проблема, а не моя»

Кураев и Гельфанд — о диалоге между религией и наукой

Хьюстон, у нас собака

За бездомными питомцами в американских городах будут следить при помощи дронов