β

Используй силу, Люк

«Мне просто хотелось побыстрее снять фильм, в котором летала бы Звезда Смерти»
Илл.: Randar
Дмитрий Лисовский
8 апреля 2015 5342
Поделиться

«Мне просто хотелось побыстрее снять фильм, в котором летала бы Звезда Смерти»

Весной этого года четвёртому эпизоду «Звездных войн» исполнится 38 лет. Корреспондент «Молока» пересказал захватывающую и сложную историю съемок фильма, в успех которого не верил никто, кроме Стивена Спилберга.

Космическая опера

Джордж Лукас подумывал о создании «космической оперы» на большом экране еще в 1973 году, за четыре года до выхода эпизода «Новая надежда». В том же году молодой режиссер, до этого снявший только два фильма, пришел к боссам студии 20-th Century Fox с 14-страничным наброском сценария. Большая часть действий происходила в открытом космосе, однако жанр фантастики в то время был не в моде, так что Лукас придумал новый термин, чтобы студия не отвергла идею сразу: «космическое фэнтези». Персонажи первоначального наброска очень отличались от конечного варианта: Люк Скайуокер был 60-летним генералом из рода гномов, а космический контрабандист Хан Соло обладал внешностью огромного зеленокожего монстра с жабрами. На создание его второго пилота, волосатого пришельца Чуи, Лукаса вдохновила своя собака породы аляскинского маламута, которая постоянно сидела на переднем пассажирском сиденье его машины. Пса звали Инди, и Лукас впоследствии взял его имя для создания другого персонажа — Индианы Джонса. Сам же корабль контрабандистов «Тысячелетний сокол» режиссер придумал во время посещения закусочной, где увидел будущий космолет в гамбургере с оливкой на стороне. Мистическая космическая энергия — Сила — в первоначальном драфте заключалась в Кибер-кристалле, называвшемся «галактический святой Грааль».

Первоначальный вид роботов С-3РО и R2-D2 на рисунках Ральфа Маккуорри

Сценарий получился слишком длинным, так что Лукас решил использовать сокращенный материал при создании продолжений. В интервью 1978 года журналу Hollywood Reporter Лукас объяснил, почему «Новая надежда» стала первой частью саги на экране: «Мне просто хотелось побыстрее снять фильм, в котором летала бы Звезда Смерти. А она появлялась только в четвёртой части. Поэтому я и начал с неё».

20-th Century Fox боялась давать Лукасу изначально запрашиваемый бюджет, так как сомневалась в успехе фильма. В 1974 году студия пошла на сделку: режиссер получил значительно меньше денег от руководства, 8 250 тысяч долларов, однако сохранил за собой эксклюзивные права на любую продукцию по мотивам картины: от решения создания продолжения до прибыли за футболки и игрушки.

Поиск Хана Соло

Работа над картиной началась в 1975 году. На роль Хана Соло пробовались Курт Рассел, Сильвестр Сталлоне и другие. Харрисон Форд сам не участвовал в прослушивании, а помогал приходящим актерам вторым героем в сценке. Дело в том, что еще до съемок актёр дружил с Лукасом. Они познакомились, когда Форд ремонтировал кабинеты в доме режиссера в 1973 году. Актеру тогда сильно не везло с карьерой, и он подрабатывал строителем. На прослушивания в то время он ходил сразу после основной работы, не переодеваясь, весь в штукатурке и пыли, чтобы показать режиссерам свою независимость. Со «Звездными войнами» было не так: Форд помогал другу с прослушиванием целый день, и только после всех увиденных актеров Лукас понял, что идеальный Хан Соло все это время сидел рядом с ним.

Харрисон Форд занимался ремонтом в доме еще одного известного режиссера — Фрэнсиса Форда Кополлы, создателя «Крёстного отца». Между ними также завязалась дружба, которая принесла Форду второстепенную роль в картине «Апокалипсис сегодня». Актер назвал своего персонажа «Д. Лукас».

Неожиданно закончился кастинг на роль и второго пилота «Тысячелетнего сокола», Чуи. Актер Питер Мейхью рассказывал, что просто ждал встречи с Лукасом и сидел на диване. Дверь открылась, вошел режиссер, и Мейхью, воспитанный в Англии, сразу же встал. Рост у актера составлял 2,21 метра. Лукас посмотрел на него, протянул «хм» и обратился к ассистенту: «По-моему, мы нашли верного человека». Позже Мейхью вернулся к образу мохнатого инопланетянина на съёмках седьмого эпизода «Звездных войн» — «Пробуждение Силы».

Другой арт Ральфа Маккуорри

Съемки картины

Съемки стартовали 22 марта 1976 года в тунисской пустыне, и сразу начались проблемы. Сначала несколько дней шел редчайший для региона ливень, затем актеры начали получать травмы на площадке и постоянно ссориться. По признанию создателей, у всех сформировалось несерьезное отношение к проекту, как будто фильм предназначен исключительно для детей. Другие же откровенно не верили в успех. Харрисон Форд считал картину странной из-за участия «принцессы с булочками из волос и гиганта в костюме обезьяны». Непонятные, труднопроизносимые термины в сценарии привели к следующей фразе: «Джордж, ты можешь набрать эту хрень, но ты точно не сможешь это выговорить».

На Джорджа Лукаса недоверие команды давило до такой степени, что в очередной день съемок он был госпитализирован больницу, где ему был поставлен диагноз истощение и гипертония. Режиссеру не нравились декорации, костюмы и другие элементы съемок. Он был настолько разбит, что перестал давать актёрам цельные указания по работе, ограничившись короткими «интенсивнее» и «быстрее». В итоге, съёмочный процесс так затянулся, что 20th Century Fox пришлось вмешаться и разделить съемочную группу на три команды.

Джодж Лукас, Кэрри Фишер и Питер Кушинг на съемках
Фото: starwars.com

После долгожданного конца съемок Лукас посмотрел первый монтаж картины — позже он заявил, что это была полная катастрофа. Журнал Star Wars Insider No. 41″ пишет, что оригинальная версия отличалась от финальной на 30-40 процентов. Режиссеру пришлось срочно менять монтажера и попросить помощи у своей супруги, Марсии Лукас, которая помогала Мартину Скорсезе с правкой картины «Нью-Йорк, Нью-Йорк». В итоге «Новая надежда» получила премию Оскар за лучший монтаж.

Марк Хээммил и Харрисон Форд на съемках
Фото: starwars.com

Пост-продакшен

Стадия пост-продакшена оказалась не легче. Спецэффектами занималась специально созданная Лукасом в 1975 году компания Industrial Light & Magic (ILM). Коллектив плохо ладил между собой без чуткого руководства и потратил половину бюджета на четыре кадра. А из-за слишком долгих съемок они должны были закончить годовую работу за шесть месяцев.

Художникк-концептуалист Джо Джонстон (в будущем режиссер «Джуманджи») с моделями звездных истребителей
Фото: starwars.com

Для создания масштабных баталий в космосе ILM использовали несколько десятков пластиковых и деревянных моделей. Самая сложная сцена — разрушение Звезды Смерти в конце картины. Специально для это момента был построен макет размеров 15 на 15 метров. После выхода «Новой надежды» ILM стали первыми в Голливуде по спецэффектам. На счету у студии все части «Звездных войн», весь «Индиана Джонс», «Форрест Гамп», «Терминатор 2: Судный день», вторая и третья части «Назад в будущее», весь «Гарри Поттер», «Ной» и другие картины. ILM смогла создать первых полноценных и детализированных существ на экране (динозавры в «Парке Юрского периода»), первых существ на экране с фотореалистичными волосами или мехом (обезьяны в «Джуманджи»), первого компьютерного персонажа в фильме с полноценной человеческой анатомией (Имхотеп в «Мумии»).

Пока ILM в спешке доделывала спецэффекты, звукорежиссер Бен Беррт создал целую систему озвучивания разных персонажей. Так, для Чуи совмещали рёв медведя, тигра, льва и моржа с лаем собаки, а для дыхания Дарта Вейдера сам Беррт дышал в микрофон через маску с аквалангом. На прослушиваниях актера для озвучивания робота C-3PO участвовали 30 человек, пока не был выбран Энтони Дэниелс.

В феврале 1977 года Лукас показывал почти законченную версию «Новой надежды» боссам 20-th Century Fox и нескольким своим знакомым, среди которых были Брайан Де Палма (режиссер «Лица со шрамом) и Джон Миллиус (сценарист «Апокалипсиса Сегодня»). По воспоминаниям Стивена Спилберга, ему одному во всем зале понравился фильм.

Премьера и дефицит игрушек

Выход «Новой надежды» был запланирован на 25 мая 1977 года, канун Дня Памяти погибших американских военнослужащих. Чуть менее сорока кинотеатров согласились показывать первый эпизод «Звездных войн» — они не верили в успех картины. 20-th Century Fox в ответ шантажировала кинотеатры отказом в праве показа другого ожидаемого хита студии, «Оборотная стороны полуночи».

Но именно «Звездные войны» (прокат первой части прошел без подзаголовка «Эпизод IV: Новая надежда») стали самым прибыльным фильмом года. В первый уик-енд лента собрала 6,8 миллиона долларов, а за весь прокат в США — 307,2 миллиона долларов. Мировая выручка от фильма составила 797 миллионов долларов. Обойти «Новую надежду» по рекордной сумме выручки от проката смог только «Инопланетянин» Стивена Спилберга в 1982 году. Если обычная годовая выручка компании Fox в те года составляла 37 миллионов долларов, то в 1977 году она достигла79 миллионов долларов. Почти каждый сеанс собирал очереди на несколько кварталов, а ажиотаж вокруг игрушек привел к полному дефициту товаров перед Рождеством. В итоге магазины вынуждены были продавать пустые коробки с ваучерами на право получения игрушек в марте 1978 года.

О буме «Звездных войн» в Америке Джордж Лукас узнал не сразу. К премьере картины режиссер отправился с женой на отдых на Гавайи, так как до сих пор не был уверен в успехе фильма и боялся провала. Только в репортажах по телевизору он увидел огромные толпы к кинотеатрам.

Реакция на картину была противоречивой. Известный критик Роджер Эберт назвал картину «внетелесным опытом», а автор New York Times Винсент Кэмби написал так: «Фильм, который развлечёт множество современных простолюдинов, питающих слабость к эффектным представлениям наподобие комиксовых приключений». Полин Кейл из New Yorker раскритиковал ленту за отсутствие «жизненной силы». Правда, в 1898 году «Новую надежду» внесли в Национальный реестр фильмов Библиотеки США как «культурную, историческую и художественную ценность», а в 2006 году оригинальный сценарий Джорджа Лукаса вошел в список 68-ми величайших сценариев всех времен по версии Гильдии сценаристов США.

К 20-летию «Новой надежды» вышла новая, обновленная версия фильма в цифровой обработке. В ней были изменены спецэффекты (модели кораблей, взрывы, увеличенное количество персонажей в кадре), а также добавлены новые сцены. Например, встреча Хана Соло и Джаббы Хатта. Многие фанаты были недовольны нововведениями. Самое бурное осуждение вызвало изменение сцены в начале фильма, в баре «Мос-Айсли», где зеленокожий бандит Гридо первым стреляет в Хана Соло и промахивается. В оригинальной версии герой Харрисона Форда стрелял первым. Недовольство фанатов привело к появлению футболок и хэштега «Han Shot First».





В 2011 году также вышло Blu-Ray издание картины, сильно улучшившее картинку.

Поделиться
comments powered by HyperComments

«Алые паруса» и ночные чудеса

Казаки, алкоголь и драки: кошмары главного выпускного страны

Валар дохаэрис

О предложении Милонова запретить «Игру престолов»

Марсианские хроники

Будет ли жизнь на Марсе: что ученые искали на «красной планете» и что им удалось найти

Кто не работает, тот сидит

Что бывает за тунеядство в разных странах мира

Чёрный Ренессанс

Переходный возраст Европы: красота и жестокость гуманизма

Большая и страшная Америка

История сверхдержавы для зрителей госканалов

Музей боёв Донбасса

В Петербурге открылся музей Новороссии с минами, флагами и натовскими касками

В России не летают ракеты

«Протон», «Прогресс» и другие неудачи Роскосмоса

«У меня автомата нет»

Георгий Албуров — о миссии оппозиции и ее проблемах

«Я не люблю ярлыки»

Ирина Прохорова — о шансах оппозиции и отношении к памяти

История геноцида армян

За что младотурки уничтожили тысячи армян

«Я из нудистской семьи»

Ларс фон Триер о сексе и алкоголизме

Карл Карлович

Отец русского фоторепортажа немец Карл Булла

Добродушный президент

Самые важные вопросы президенту России Владимиру Путину

Прямая линия

Альтернативные вопросы президенту России: от любимой еды собак до ожидания люстрации

«У нас с правами человека беда»

Уволенный преподаватель СПбГУ о том, как Россия освобождается от демократии

«Мы есть везде»

Цыганка из Петербурга о цыганской жизни, музыке и бесконечном празднике

Приручить издателя

Изучили книжную индустрию с главным редактором «АСТ»

«Это ваша проблема, а не моя»

Кураев и Гельфанд — о диалоге между религией и наукой

Хьюстон, у нас собака

За бездомными питомцами в американских городах будут следить при помощи дронов